Идеальная формула: Как должны выглядеть «Королевские гонки»?

Количество этапов в календаре

С чем у Формулы 1 никогда не было проблем, так это с нехваткой гонок. Главная и извечная проблема связана, наоборот, с постоянным расширением календаря…

«Этапов слишком много, мне хотелось бы, чтобы их было 12».

Знаете, когда эти слова сказал Берни Экклстоун? В далёком 1979 году, когда в календарь входило 15 гонок. И вот слова Берни, сказанные в начале 2016-го: «Думаю, в календаре должно быть 22 Гран При».

Тенденция налицо. В предстоящем сезоне впервые в истории пройдёт 21 гонка, если вдруг не выпадет Остин. Хорошо ли это или плохо?

Если хотя бы каждый второй Гран При будет изобиловать борьбой колесо в колёсо на всех эшелонах пелотона, будет драматичным и непредсказуемым, как в том же 2008 году, когда скучные гонки можно было по пальцам пересчитать, на подиуме побывали 9 из 11 команд, а судьба чемпионского титула решилась в последнем повороте, то почему бы и нет?

С другой стороны, учитывая все реалии современной Ф1, такой длинный сезон с доминированием одной команды покажется бесконечно долгим даже самым преданным фанатам. Ведь качество важнее количества, разве нет?

Классические или новые автодромы?

Мнения болельщиков в этом вопросе традиционно расходятся, а как считаете вы, должна ли Формула 1 продолжать экспансию в экзотические страны или больше сосредоточиться на классических автодромах?..

«Нам не нужны дураки, отменяющие немецкий, итальянский и французский Гран При», — написал недавно в Twitter бывший главный врач Формулы 1 Гэри Хартстейн.

Хотя тот пост и стал криком души, который, наверное, поддержали многие из вас, конкретно в этом случае с профессором анестезиологии тяжело согласиться.

Если приглядеться к последним тенденциям, то не все так плохо. Да, у Монцы, Хоккенхайма есть проблемы, но в то же время лишь за последние два года в календарь вернулись Мексика и Австрия. Кто знает, может быть, на фоне «Ферстаппено-мании» в ближайшем будущем вернётся легендарный Зандфорт?

Сильверстоун, Спа, Сузука, Монреаль, не говоря уже о Монако, – их места в календаре, по крайней мере, на ближайшую перспективу незыблемы. При этом если говорить о совершенно новых трассах, то за последние три года появились только Сочи и Баку. Так что сейчас календарь, можно сказать, выдержан в аккуратной пропорции между классикой и новизной.

Настоящие презентации

Военный хор и оркестр на Красной площади прямо напротив Спасской башни. Нет, это не Фестиваль военных оркестров, как можно было подумать. Это презентация машины Jordan в 2005 году! А представление машины McLaren с концертом Spice Girls в культурно-развлекательном центре Лондона Alexandra Palace, собравшее 13 февраля 1997 года аудиторию в 5000 зрителей? А что по душе вам?

Даже Sauber в 2004-м позволила себе с размахом провести презентацию в выставочном комплексе Red Bull Hangar и пригласить музыкальную группу Sugababes. Toyota в 2005-м вообще умудрилась представить машину на железнодорожном вокзале Барселоны Estaion de Franca.

Однако за десять лет подход к презентациям изменился кардинальным образом. Что говорить, если даже Mercedes вот уже который год просто выкатывает машину на пит-лейн в первый день тестов и устраивает небольшой фотосет, а Ferrari размещает изображения и видео на официальном сайте?

Экономия бюджета и стремление команд до последнего заниматься разработкой машины свели на нет красивые и пышные презентации, и многие об этом жалеют, ведь, как показывает история, такие события запоминаются на долгие годы…

Трансляция зимних тестов

«А где можно посмотреть тесты?» «Нигде, повторяли уже сто раз, не показывают их!» Такие диалоги из год в год появляются в форме комментариев на тех или иных автоспортивных ресурсах, ведущих текстовую трансляцию предсезонных тестов…

Понятно, что тесты — это частное дело команд, да и вряд ли даже самый преданный болельщик будет весь день сидеть у телеэкрана и смотреть, как гонщики круг за кругом монотонно наматывают по трассе. При этом многие считают, что хоть какая-то картинка нужна, а не только цифры лайв-тайминга и сухие текстовые онлайны.

В 2013 году Sky Sports F1 транслировал дневные сессии, причем даже в 3D, но эксперимент не получил своего развития.

Уникальный формат проведения первого этапа сезона

Открытие сезона это всегда особенное и долгожданное событие в любой гоночной категории, и к нему приковано огромное внимание. Больше зрителей, наверное, собирает только финальная гонка чемпионата, если в ней решается судьба титула. Так почему бы Формуле 1 не воспользоваться такой прекрасной возможностью?

Взять хотя бы пример NASCAR с его «Скоростными неделями», предшествующими первому этапу «Дайтона 500», когда проходит десяток тренировочных сессий, внезачётная гонка, квалификация, две квалификационные гонки. В MotoGP перед традиционным первым этапом в Катаре за две недели там же, в Лосаиле, стартуют финальные зимние тесты, то же самое касается и WSBK на Филлип-Айленде.

Во-первых, это гарантировало бы командам более эффективную подготовку, а во-вторых, привлекло бы больше зрителей, чем, скажем, тесты где-нибудь в Хересе или Барселоне, результаты которых на самом деле практически ничего не значат.

Формат гоночного уик-энда

«В данный момент мы обсуждаем несколько впечатляющих и инновационных изменений формата гоночного уик-энда», — сообщила FIA летом прошлого года. Но время прошло, а воз и ныне там…

Что это за «впечатляющие и инновационные изменения», похоже, не знают, даже в самой Международной автомобильной федерации, если практически за год не поступило никаких конкретных предложений.

Были смутные предложения по поводу введения спринтерского заезда, но не более того.

А есть ли смысл? Получить ещё один заезд с доминированием и дублем Mercedes на финише? Хотя разнообразия в ход уик-энда такой формат однозначно добавил бы.

Формат квалификации

Формат квалификации — больной вопрос, который лишний раз лучше не трогать. Недаром говорят, не нужно чинить то, что не сломалось. А вы как думаете?

Сколько мучались команды и руководство чемпионата с изменением после отказа от часовой сессии с 12 кругами и перехода на однокруговой формат в 2003 году? Была пре-квалификация в пятницу, затем в субботу, в 2005-м вообще решили суммировать время субботней и воскресной квалификации, проходившей за несколько часов до старта, но к седьмому этапу сезона крайней неудачный формат канул в Лету. Лишь на четвёртый год, наконец, был найден формат, более-менее устроивший всех и успешно просуществовавший следующие десять лет.

Теперь «осиное гнездо» разворошили вновь, в последний момент решив ввести систему поочередного выбывания пилотов каждые 90 секунд после 6-7-й минуты. За одну прошедшую неделю мы услышали о введении формата в Мельбурне, его переносе на Гран При Испании, полном отказе, изменении и всё-таки введении на Гран При Австралии, но в первоначальном виде, вновь об отмене и официальном подтверждении дебюта в Мельбурне!

О какой глобальной смене технического регламента в 2017 году можно говорить, если в такой фарс превратилось изменение не самого ключевого аспекта? И, похоже, это далеко не конец. Не удивляйтесь, если к середине сезона формат квалификации изменится вновь.

Система начисления очков

Если и есть что-то стабильное в Формуле 1, так эта система начисления очков, за все 66 лет существования чемпионата менявшаяся считанные разы. А что вы думаете по этому поводу?

Самое большое изменение произошло в 2010-м году, когда вместо 10 очков за победу стали давать 25. Система, надо признать, хорошо прижилась и впоследствии появилась и в других гоночных категориях.

Многие считают, что единственный минус состоит в том, что очки присуждаются первым десяти гонщикам, а не хотя бы 15, как в MotoGP. Ведь странно было видеть в 2011-м и 2012-м годах, как Caterham и Marussia сражаются за десятое место в Кубке конструкторов, не имея шансов на очки и надеясь на более высокую позицию во втором десятке.

Двойные очки на отдельных этапах

Изменений, касающихся распределения очков, в Формуле 1 боятся как огня. Возможно, отсюда такая стабильность в системе начисления. Сколько копий было сломано вокруг системы двойных очков в финальной гонке сезона-2014? А вы их ломали?

В конце концов, ничего страшного в Абу-Даби не произошло, чемпионат не перевернулся с ног на голову, а главная проблема состоит в том, что новому поколению болельщиков в будущем придётся разбираться, почему между Хэмилтоном и Росбергом, боровшимися за титул до последней гонки, целых 67 очков — эквивалент двух побед и одного второго места!

Кто-то считает, что можно, скажем, начислять двойные очки на таких легендарных трассах, как Монако, Спа, Монца, победа на которых всегда значимее, чем на остальных? Вопрос открытый…

Приглашение гонщиков по wild-card

Разговоры о третьих машинах существуют уже не один год, но ни разу команды не были близки к реализации данной идеи. Нам интересно ваше мнение…

Во многом это связано с дополнительной нагрузкой и финансовыми расходами, которые в этом случае возрастут в разы. Но ведь было бы необязательно использовать третьи автомобили на каждом этапе. Достаточно ввести систему wild-card, по которой на отдельные гонки команды приглашали бы тех или иных гонщиков. Представьте, три машины Ferrari в Монце или три Mercedes на Хоккенхаймринге! Что говорить про Red Bull Racing и Toro Rosso, у которых кандидатов за руль третьей машины было бы хоть отбавляй.

Конечно, это может показаться странным, но в MotoGP такая система существует давно и успешно. Возможно, это сделало бы Формулу 1 более открытой для молодых гонщиков, а гонки – более разнообразными. Да и чем это хуже озвученной в прошлом году идеи о проведении спринта с участием резервных гонщиков?

Дистанция гонки

В современной истории Формулы 1 можно вспомнить только два случая, когда поступали серьёзные предложения об изменении дистанции: первый раз, когда в начале 2014 года появились недовольства по поводу экономии топлива, а второй — после предложения о введении спринтерского заезда…

Как такового смысла в сокращении дистанции, пожалуй, нет, зрелищности это вряд ли добавит, а вот увеличение протяжённости некоторых Гран При (к примеру, с двойными очками) до 350-400 км, по мнению многих, внесло бы значительное разнообразие в календарь и стало бы хорошей физической проверкой для гонщиков, жалующихся на недостаток требовательности современных машин Ф1.

Внешний вид машин

Большое количество публикаций концептов машин Ф1 будущего и повышенный к ним интерес свидетельствуют о том, что большинство болельщиков поддерживают кардинальное изменение внешнего вида, который в последние годы оставляет желать лучшего. А что вы думаете об эстетической стороне дела?

Достаточно сравнить грациозные, проработанные до детали автомобили середины 2000-х, выглядевшие произведением искусства, и первой половины нынешнего десятилетия. Как только не называли машины в последние годы: «утконосами», «муравьедами», «пылесосами», а из носа у них непременно торчат… пальцы.

Ещё одним ударом по дизайну обещает стать введение в 2017 году системы защиты головы «ореол», вопрос безопасности которой довольно спорен. Остается надеяться, что внешний вид машин после изменений в регламенте 2017-го станет действительно более агрессивным и впечатляющим.

Запрет радиопереговоров

Сколько за последние два года было ограничений радиопереговоров по ходу гонки, но в итоге это превратилось в фарс. В какой-то момент дошло того, что команды начали обвинять друг друга в нарушении запрета и использовании кодированных сообщений. А что вы думаете о возможном запрете радиопереговоров пилотов с боксами?

«Вчера я подумал, что информация об утечке масла могла бы, например, использоваться как кодированное сообщение, — заявил гоночный директор FIA Чарли Уайтинг. — Причём употребление этой фразы в первом повороте могло иметь другое значение по сравнению с аналогичным сообщением в десятом».

В 2016 году в действие вступит уточнённый список сообщений, разрешённых и запрещённых в соответствии с пунктом 20.1 Спортивного регламента. Но похоже, что желаемый эффект будет достигнут только тогда, когда радиосвязь вообще будет убрана, и гонщики будут представлены сами себе всю дистанцию.

«Гонщики сейчас обленились и не чувствуют машину, — заявил летом прошлого года Хуан Пабло Монтойя. — Они должны чувствовать машину, тогда в чемпионат будут попадать действительно талантливые люди».

Выбор поставщика шин

Не кажется ли вам, что эксклюзивный поставщик шин Pirelli в последнее время слишком много на себя берёт? Постоянные требования проведения тестов, угрозы уйти и оставить Ф1 без шин, попытка вмешаться в разработку нового регламента… Как думаете?

В сезоне-2016 зависимость спорта от шинного поставщика станет ещё больше, учитывая, что теперь у команд будет сразу три компаунда на этап. Дело даже не в шинном факторе, а именно в факторе Pirelli, которой внезапно стало слишком много в Ф1, особенно на политической арене.

Быть может, лучшим вариантом в такой ситуации стал бы приход ещё одного производителя в качестве противовеса? А может, будет лучше, если команды и вовсе самостоятельно будут искать и приводить поставщиков шин — Pirelli, Michelin, Goodyear, Bridgestone, Dunlop?..

Конфигурация двигателя

Тип силовой установки, количество рабочих цилиндров и их объем – что же еще определяет суть автоспорта? Ведь двигатель – это сердце машины…

«В следующем году мы могли бы вернуться к старым моторам V8. Люди готовы построить их очень быстро, поэтому надо действовать». В итоге это заявление Берни Экклстоуна, сделанное в октябре прошлого года, так и осталось пустым сотрясением воздуха. Никакого возвращения к атмосферным «восьмёркам», по-видимому, не предвидится, и идея того же Берни и президента FIA Жана Тодта об альтернативном 2,2-литровом твин-турбо V6 является лишним тому подтверждением.

Да, нынешний 1,6-литровый турбо V6 идеально соответствует развивающимся гибридным технологиям, но разве Формула 1 является полигоном для их отработки? Ведь для демонстрации стремления к использованию «чистой энергии» и сокращению расхода топлива у FIA есть Формула E и WEC c их электрическими технологиями…

«Формула-1» является лабораторией по разработке новых технологий», — честно заявил недавно президент FIA Жан Тодт.

Скорее всего, никакого возвращения к V8, а тем более к V10, можно не ждать, и многие об этом жалеют – как хотелось бы им вновь услышать этот пронзительный звук и почувствовать мощь даже при просмотре трансляции, чем нынешние гибридные V6 похвастать не могут.

Отмена DRS

«От DRS стоит отказаться. Система либо не работает, либо обеспечивает слишком большое преимущество, что неправильно», — заявил несколько лет назад технический эксперт Гэри Андерсон. Согласны ли вы с ветераном Ф1?

Гэри Андерсон: Как вернуть обгоны в современную Формулу 1

За прошедшее время так никто в руководстве Ф1 к подобным призывам и не прислушался, хотя критики за пять лет существования DRS было более чем достаточно. Такое ощущение, что на это просто закрывают глаза, руководствуясь принципом «вроде решили проблему с обгонами, ну и ладно».

По крайней мере какой-то компромисс необходим, считают некоторые. Не обязательно «рубить всё на корню», ведь можно просто доработать систему, ограничить использование до нескольких раз по ходу гонки, установить определённые временные рамки… Или и так все в порядке?

Более свободный технический регламент

«У меня есть серьёзные опасения, что в случае, если в регламенте будет появляться все больше и больше ограничений, в итоге чемпионат получит машины, спроектированные более или менее одинаково. По сути, тогда разница будет заключаться лишь в двигателях», — заявил в 2013 году главный конструктор Red Bull Racing Эдриан Ньюи. А как считаете вы?

И ведь технический гуру оказался прав. Ушли в прошлое двойные диффузоры, F-воздуховоды и «выдувные» диффузоры, сейчас ничего подобного нет и в помине. Когда в последний раз в Ф1 появлялось техническое решение, становившееся трендом?

Гайки в регламенте закрутили настолько, что появление каких-то революционных новинок, которые могли бы совершить настоящий технический прорыв, оказалось просто невозможным. Нет, Ф1 не превратилась в моносерию. Но, как и предрекал Ньюи, ключевым фактором стал двигатель, а в следующем году, когда будут сняты все ограничения на доработку, роль силовой установки может стать ещё больше.

«Это будет чистым безумием, разрывы между командами вырастут ещё больше — в проигрыше останутся те, кто не в состоянии совершать огромные денежные вливания в развитие двигателей», — дал новый прогноз Ньюи.

Многие считают: если будет полная свобода в разработке двигателя, то пусть и в развитии машин командам развяжут руки… И в этом есть определенная логика.

Система младших серий по примеру MotoGP и NASCAR

Формула 1 является вершиной автоспорта, но как таковой иерархии, позволяющей молодым гонщикам добраться до неё, нет. Что можно сделать в этом отношении?

Путь может быть самым разным: Кими Райкконен и Дженсон Баттон пришли из Формулы Renault 2.0, Себастьян Феттель — из Мировой серии Renault, Льюис Хэмилтон и Нико Росберг — из GP2, Макс Ферстаппен и вовсе из европейской Ф3. С одной стороны, хорошо, что есть столько дорог, ведущих в Ф1. С другой, велик риск сбиться с пути, и пример тому – Робин Фрейнс. Да, есть GP2 и GP3, которые проходят в качестве гонок поддержки, но всё-таки они не относятся к единой системе.

Многие считают, что было бы здорово, если бы была чётко выстроенная иерархия: Формула 3 – Формула 2 – Формула 1. В MotoGP гонки Moto2 и Moto3 считаются равноправными этапами, как Сamping World Truck Series и Xfinity Series наряду со Sprint Cup, высшим дивизионом NASCAR. Такие чётко выстроенные системы позволяют молодым гонщикам не потеряться в многочисленных категориях, привлечь к себе внимание и при достижении успеха заслуженно пойти на повышение.

Улучшение графики в трансляции

Не секрет, что со зрелищностью гонок Ф1 в последние годы есть серьёзные проблемы, рейтинги телетрансляций падают, и есть ощущение, что дно еще не достигнуто. Что можно сделать в отношении инфографики во время трансляций?

Для спасения ситуация в 2016 году было решено изменить формат квалификации, ввести сверхсложное правило свободного выбора трёх составов шин на каждый Гран При. При этом неизвестно, как это всё сработает, и не отпугнёт ли аудиторию ещё больше. Может быть, не стоило так далеко ходить, а для начала нужно было взглянуть на то, что лежит на поверхности, и взяться непосредственно за качество самой трансляции? Конечно, это уже дело телекомпаний, транслирующих Ф1 в той или иной стране.

Но много ли даёт графика FOM? По сути, в большей степени это тайминг, технические данные, выбор шин, расход топлива и прочая информация, иногда навевающая тоску. Конечно, это не значит, что от неё нужно отказываться, но где интересные исторические факты, цифры, графика? В прошлом году сразу два гонщика, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, опередили Айртона Сенну по количеству побед. Хоть какое-то упоминание в графике об этом было? Нет.

Нико Росберг впервые в карьере выиграл три гонки подряд. Или простая, но в то же время забавная информация — Кими Райкконен все три подиума в сезоне-2015 завоевал по ходу ночных Гран При. Зачем это в графике, пусть об этом говорят комментаторы — так, наверное, считают телевизионщики.

Также интересно было бы выводить на экран пульс гонщика, особенно во время старта. В конце концов, интересные твиты бывших пилотов Формулы 1, да и самих болельщиков. Одним словом, не помешало бы больше нестандартной и разнообразной информации.

Источник: autosport.com.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий

как получить трафик на сайт Яндекс.Метрика