Жить по средствам: кризис пересадил россиян на автохлам

Фото: Сергей Бобылев/ТАССФото: Сергей Бобылев/ТАСС

Что предпочесть, если в кармане лежит определенная сумма честно заработанных рублей: купить новый автомобиль или взять машину на вторичном рынке, но с более мощным мотором, в топовом оснащении или вообще классом выше? Допустим, при сумме чуть больше 500 тыс. руб. За эти деньги можно купить новинку рынка — Lada Vesta в базовой комплектации Classic. Цена такой машины — 514 тыс. руб. От нее и оттолкнемся.

Новый автомобиль — роскошь

Продажи подержанных машин в России традиционно превосходят объем первичного авторынка, однако в условиях кризиса эта разница увеличилась до небывалых значений. Так, в 2012 году автомобилей с пробегом было реализовано в 2 раза больше, чем новых. По итогам 2015 года разрыв составил уже 3,8 раза в пользу «вторички», гласят данные PwC и Avito Авто. Более того, в прошлом году денежная емкость рынка подержанных машин (1812 млрд руб., —11%) впервые превысила показатели сегмента новых автомобилей (1524 млрд руб., —33%).

Как говорит директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, взлетевшие вслед за валютами цены и высокие процентные ставки по автокредитам сделали новые машины роскошью для большинства потенциальных покупателей. «Однако при всей сложности экономической ситуации у наших соотечественников остается желание покупать, менять, обновлять автомобили. Покупатель стал избирательным и разумным, стал жертвовать годом выпуска или комплектацией автомобиля, но выигрывать в цене», — рассуждает он.

Действительно, ценники на подержанные автомобили хоть и растут, но не так стремительно, как на первичном авторынке. Согласно оценкам PwC и Avito Авто, средняя стоимость новой машины в 2015 году увеличилась на 22% и составила 1 млн 190 тыс. рублей. Подержанные же автомобили подорожали в среднем лишь на 10% — до 370 тыс. рублей. Таким образом, средний ценник б/у машины оказался в 3 раза ниже, чем у новой.

«Автомобиль с пробегом дешевеет относительно той цены, по которой он был куплен. А новые машины дорожают, в первую очередь, по причине девальвации рубля, — комментирует глава агентства GiPA Russia Александр Груздев. — Средняя стоимость подержанного авто ниже еще и потому, что на рынке есть очень старые машины, которые, очевидно, заметно дешевле других. Отсюда и столь ощутимая разница в цене между подержанными и новыми автомобилями».

В то же время рост цен на вторичном авторынке провоцируют цены на новые машины, отмечает Денис Еременко. По его словам, эта тенденция хорошо видна на свежих автомобилях, возрастом до 5 лет: чем старше авто, тем менее заметно это колебание или его вообще нет.

Два полюса авторынка

Впрочем, ценовые предпочтения у покупателей новых и подержанных автомобилей сильно различаются. Как показал недавний социологический опрос «Автостата», наибольшее число респондентов (26%), планирующих купить б/у машину в 2016 году, намерены потратить на нее от 400 тыс. до 600 тыс. рублей, тогда как среди желающих приобрести новый автомобиль самый популярный сегмент — 1–1,5 млн рублей (21%). В ценовом диапазоне от 200 тыс. до 400 тыс. рублей хотели бы совершить покупку всего 4% потребителей новых машин, а среди потенциальных покупателей подержанных авто эта доля составляет 24%, причем еще 9% респондентов и вовсе рассчитывают уложиться в 200 тыс. рублей.

По итогам 2016 года ожидается снижение продаж новых легковых автомобилей в нашей стране на 14%. Дальнейшее развитие авторынка зависит от многих факторов, считают аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC).

Как отмечает директор по продукту CarPrice Роман Абрамов, 300 тыс. и 500 тыс. рублей всегда были некоторыми психологически устоявшимися суммами, на которые люди рассчитывали при выборе оптимального по цене-качеству автомобиля с пробегом. После изменения валютных курсов подержанные машины почти не подорожали, а некоторые модели даже упали в цене, поэтому ценовые рамки остались те же, что и были исторически. «Что касается 1 млн рублей для новых автомобилей, то это очень похоже на минимальную цену нового кроссовера, популярность которых довольно устойчива в последние годы», — добавляет эксперт.

Запросы у покупателей новых и подержанных автомобилей также значительно разнятся. Так, более половины участников проведенного «Автостатом» опроса (51,4%) намерены в 2016 году приобрести подержанный автомобиль, потому что хотят машину посвежее, чем есть сейчас. Для покупателей же новых автомобилей основными факторами для покупки стали лучшая проходимость (37,4%) и большие размеры по сравнению с имеющимся авто (29%), хотя новизна машины также играет важную роль (33,8%).

«Для автомобиля с пробегом состояние часто даже более важно, чем марка, модель и комплектация. Именно поэтому люди смотрят на год выпуска машины и детально осматривают автомобиль. Для новой машины состояние неважно, поэтому на первый план выходят статус, проходимость и другие потребительские качества», — комментирует Роман Абрамов.

Купить, пока не подорожало

Автопарк США стареет, несмотря на бурно растущие продажи новых машин. Американский феномен объясняется высоким уровнем автомобилизации населения и огромным количеством транспорта на дорогах страны. В России же из-за кризиса об обновлении автопарка тем более говорить не приходится. По мнению участников отрасли, это оказалось на руку частным мастерским и производителям запчастей, а вот продажи новых машин всеми силами должны стимулировать государство и автопроизводители.

Между тем курсы валют оказывают влияние не только на рынок новых автомобилей. Как показывает статистика, динамика спроса на вторичном авторынке практически зеркально повторяет кривую валютных котировок. Так, к примеру, количество просмотров объявлений и запросов контактов на Avito Авто увеличивается с лагом в 3–4 недели после ослабления обменного курса рубля к доллару.

Как отмечает Денис Еременко, россияне пережили не один кризис, во время этих кризисов большинство теряло деньги. По его мнению, этот опыт отложился на подсознательном уровне, и любые колебания рубля не в его пользу являются толчком к активной покупательской деятельности. Ситуацию подогревают продавцы подержанных машин, которые вслед за падением рубля поднимают цены. Хотя по автомобилям возрастом от 5–7 лет этого не должно происходить вообще. «Могу констатировать, что по многим моделям цены остались на уровне 2014 года, потери стоимости по ним не было. Автомобили стали на два года старше, у них увеличился пробег, возможно, они побывали в ДТП, а цена не изменилась», — говорит Денис Еременко.

По словам гендиректора CarPrice Эдуарда Гуриновича, общая тенденция на рынке автомобилей с пробегом, которая наблюдается в последние месяцы, — это крайне болезненная реакция населения на волатильность рубля. Причем конечный потребитель реагирует на изменения курса гораздо быстрее, чем профессиональные игроки. Как только наступает неделя нестабильного курса, люди мгновенно блокируют любые крупные финансовые операции, не только на автомобильном рынке, и замирают в ожидании.

«В текущей экономической ситуации позитивным сценарием может быть остановка бесконечной валютной лихорадки — в этом случае население привыкнет к курсу и текущий кризис станет нормой жизни. Даже 100 рублей за доллар для авторынка, как и для любого бизнеса, — это лучшая ситуация, чем неопределенность, — считает Эдуард Гуринович. — Психологически потребители мысленно смирились с таким развитием событий, и я не уверен, что даже резкое укрепление рубля позитивно скажется на вторичных продажах — восстановления покупательской активности прошлого года точно не будет. А при изменении курса на 10–15% за неделю вторичный рынок встанет окончательно».

Однако как бы в дальнейшем ни складывалась экономическая ситуация в нашей стране, сегмент автомобилей с пробегом будет более устойчивым по сравнению с рынком новых машин. Согласно прогнозу PwC, к 2019 году «вторичка» сможет выйти на докризисный уровень в 6 млн автомобилей, тогда как на первичном авторынке восстановление спроса до рекордных 2,8 млн машин может продлиться до 2022 года. По словам Александра Груздева, продажи новых автомобилей на российском рынке в прошлые годы росли большими темпами, в результате чего автопарк страны пополнялся весьма быстро. «Чем больше размер автомобильного парка, тем больше на нем сделок по купле-продаже подержанных автомобилей», — резюмирует эксперт.

Жить по средствам: кризис пересадил россиян на автохлам

Жить по средствам: кризис пересадил россиян на автохлам

Источник: zr.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий

как получить трафик на сайт Яндекс.Метрика